Тромбоз глубоких вен

Тромбоз глубоких вен - это наиболее часто встречающееся и одно из самых серьезных заболеваний глубоких вен. Венозная система нижних конечностей состоит из вспомогательных, поверхностных вен и основных, глубоких вен. Именно по ним осуществляется отток основной части венозной крови. Глубокие вены не подвержены варикозной трансформации.

Даже незначительное препятствие в движении жидкости по глубоким венам может иметь серьезные последствия. Самым тяжелым осложнением тромбоза глубоких вен является отрыв тромба, который вместе с током крови попадает в легочные сосуды, вызывая их обструкцию (тромбоэмболия легочной артерии), что приводит к нарушению адекватной работы легочной системы и сердца. Однако тромбоз глубоких вен нижних конечностей всегда имеет свои причины, обусловленные основным заболеванием. Поэтому столкнувшись с тромбозом, врач-флеболог всегда должен распознать причину тромбоза для подбора адекватной терапии.

Как правило, тромбоз глубоких вен не сопровождается болевыми ощущениями, а проявляется резко возникшим отеком одной ноги на фоне кажущегося благополучия. Именно этот симптом зачастую является единственным проявлением заболевания. Если Вы обнаружили на одной из конечностей отек, не дающий о себе знать никакими болевыми ощущениями – срочно обратитесь к врачу.

Толчком к образованию тромбов может стать любая травма ноги – от ушиба до перелома, хирургическое вмешательство, снижение двигательной активности (лежачие пациенты), а также системное заболевание или опухоль. К тромбозу может привести и долгосрочный прием некоторых лекарственных препаратов (гормональная терапия, в том числе прием оральных контрацептивов).  Большое значение в развитии тромбозов имеют такие факторы как пожилой возраст и ожирение.

Не так давно была выявлена причина спонтанного возникновения тромбоза - врожденная тромбофилия. В связи с этим открытием многие врачи стали назначать проведение анализов, позволяющих выявить признаки нарушения системы гемостаза и наличие врожденной тромбофилии. В рамках таких исследований иногда выполняются совершенно бесполезные и необоснованные анализы, которые не только не влияют на ход лечения, но и могут привести  к неправильным назначениям. Более того, при обнаружении изменений гемостаза зачастую не уделяется должное внимание профилактике тромбоэмболических осложнений.

Чаще всего пациент обращается к врачу при остром тромбозе. Врач назначает лечение в стационарном режиме. Однако не всегда за этот период удается установить главную причину болезни. Решать эту проблему приходится после стационарного лечения. Пациенты с тромбозом глубоких вен длительное время получают терапию, снижающую свертываемость крови (препараты из группы антикоагулянтов). Подбор и проведение антикоагулянтной терапии должны проходить под строгим контролем врача, который непосредственно оценивает историю болезни, проводит дополнительные обследования и составляет программу лечения. Это позволяет безопасно и с максимальным эффектом провести курс лечения и составить тактику дальнейших действий.

Профилактика тромбоза - один из самых сложных и важнейших вопросов. Особенно для женщин с факторами риска тромбоза, планирующих беременность. Стратегию профилактических мероприятий разрабатывают сразу несколько специалистов - гинеколог, гематолог, флеболог. Ведущую роль в профилактических мероприятиях может взять на себя любой из этих врачей в зависимости от конкретного случая.

Подбор антикоагулянтной терапии, наблюдение 6 месяцев